buh
10.06.2016 Категория: Автор: Галина Морозовская
0

Возвратная финансовая помощь

Налог на прибыль

Начиная с 01.01.2015 г. получение и возврат возвратной финпомощи не имеет последствий для плательщика налога на прибыль. Таким образом, если предприятие-плательщик налога на прибыль получило возвратную финпомощь после 01.01.2015 г. то для налогового учета не важно, когда будет возвращена ее сума (главное не пропустить срок исковой давности). Нине действующий Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) не содержит специальных правил по отражению возвратной финпомощи. Объясним.

С 01.01.2015 г. налог на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерского финрезультата (согласно П(С)БУ или МСФО), откорректированного на разницы, которые предусмотрены НКУ. Разницы, которые корректируют финрезультат, — это амортизационные разницы, разницы, возникающие при формировании резервов (обеспечений), разницы, возникающие при осуществлении финансовых операций (пп. 134.1.1 НКУ).

Предприятия, у которых годовой бухгалтерский доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов) за последний годовой отчетный период не превышает 20 млн грн, будут иметь право определять налог на прибыль без корректировок. При этом принять данное решение плательщик может только раз в течение непрерывной совокупности лет, в которых доход не превышает 20 млн грн. О принятом решении необходимо указать в декларации. В последующие годы эта совокупность корректировок финансового результата также не применяется (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет). Как только доход за налоговый год составит более 20 млн грн, придется, начиная с такого года, при определении объекта налогообложения применять корректировки.

Таким образом, важно определить, обязано ли предприятие использовать разницы. Если доход за последний год не более 20 млн грн — предприятие имеет право выбора – применять разницы или нет. Если предприятие примет решение не применять разниц (кроме убытков прошлых лет) — не применять их следует, пока доход не превысит 20 млн грн.

Если доход больше 20 млн грн или если меньше, но предприятие решило не применять разницы, — обязательно будет при определении базы обложения налогом на прибыль использовать разницы.

База налогообложения налогом на прибыль = Бухгалтерский финрезультат до налогообложения +/- Разницы (если предприятие использует разницы).

В НКУ нет специальных правил для учета возвратной финпомощи, как нет и корректировок касательно таких операций. Единственное, что осталось в НКУ о возвратной финпомощи, — это определение в пп. 14.1.257 НКУ.

Возвратная финансовая помощь — сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисления процентов или предоставления других видов компенсаций в виде платы за пользование данными средствами, и являющаяся обязательной к возврату (пп. 14.1.257 НКУ).

Из НКУ убрали и упоминание об условно начисленных процентах на возвратную финпомощь. С 01.01.2015 г. их рассчитывать и отражать не нужно, они уже не считаются безвозвратной финпомощью, как это было ранее.

Следовательно, как возвратная финпомощь отразится в бухучете, так она отразится и на объекте обложения налогом на прибыль.

А, как известно, в бухгалтерском учете при получении и возврате возвратной финансовой помощи,  ни дохода, ни расходов не возникает, только обязательства. Таким  образом, на бухгалтерский финрезультат она не влияет (не говорится о ситуации по списанию возвратной финпомощи, прощению и т.д.).

Обратим лишь внимание, что по возвратной финпомощи, которая получена до 01.01.2015 г. от физлица или неплательщика налога на прибыль и по которой был увеличен доход тот период, в случае возврата после 01.01.2015 г. такой возвратной финпомощи можно уменьшить бухфинрезультат до налогообложения. То есть существует разница, уменьшающая бухфинрезультат до налогообложения по «переходной» возвратной финпомощи (та которая получена до 01.01.2015 г. и увеличила тогда доход. Сейчас может уменьшить базу при возврате после 01.01.2015 г.) (п. 18 подраздела 4 р. ХХ НКУ).

Подытожим: возвратная финпомощь, полученная предприятием после 2015 года в Декларации по налогу на прибыль не отражается. При этом не важно, от кого получена возвратная финпомощь и на какой срок (главное вернуть ее до истечения срока исковой давности, а стандартный срок исковой давности – 3 года после даты возврата, прописанного в договоре).

Бухгалтерский учет возвратной финпомощи

Подчеркнем: возвратная финпомощь (как беспроцентный займ) в бухучете не создает ни доходов, ни расходов.

Учет зависит от срока, на который получена возвратная финансовая помощь: до года или больше. В зависимости от этого возвратная финпомощь попадает в долгосрочные или текущие обязательства (п. 6 П(С)БУ 11 «Обязательства»).

Если возврат займа предусмотрен не позднее чем через 12 месяцев, возвратную финпомощь показывают на субсчете 685 «Расчеты с прочими кредиторами» (или иногда — на отдельном субсчете к счету 60 «Краткосрочные займы», например, на введенном предприятием субсчете 607 «Прочие краткосрочные займы»). Получая такую возвратную финпомощь, делают запись Дт 31 «Счета в банках», 30 «Наличные» Кт 685, возвращая денежные средства, — Дт 685 Кт 31 30.

При условии, если срок погашения свыше 12 месяцев — учитывают как долгосрочные обязательства на счете 55 «Прочие долгосрочные обязательства». При получении записывают: Дт 31 30 Кт 55. Когда до ее погашения остается меньше 12 месяцев с даты баланса, часть задолженности переводят в состав краткосрочной Дт 55 Кт 61 «Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам». При возврате займов, записывают: Дт 61 Кт 31, 30.

Ограничение по сумме

От физлица можно получить лишь 850 грн?

В свое время в письме ГНС в Донецкой области от 20.11.2012 г. № 18170/10/06.2-13-16 прозвучало, что физлица могут предоставить сумму возвратной финпомощи до 850 грн. Вывод неординарный.

Все дело п. 2 ст. 1048 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ), в котором дословно указано, что договор займа (а возвратная финпомощь получается по договору займа) считается беспроцентным, если он заключен между физическими лицами на сумму, не превышающую 50-кратного размера необлагаемого минимума доходов граждан, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон (50-кратный размер необлагаемого минимума доходов граждан — это 850 грн). Норма прописана для договора займа между физлицами.

По мнению налоговиков, в случае если размер займа выше указанной суммы, он не может быть беспроцентным, а следовательно, не будет возвратной финпомощью в понимании НКУ. Ведь согласно пп. 14.1.257 НКУ, возвратная финпомощь не предусматривает начисления процентов.

С таким подходом нельзя согласится.

Часть 2 ст. 1048 ГКУ — это норма, которая описывает случаи обязательного признания займа беспроцентным, если иное не установлено условиями договора. Этой же позиции придерживаются и авторы научно-практического комментария к ГКУ. То есть, заем является процентным, если иное не установлено в договоре или если невозможно применить положения ч. 2 ст. 1048 ГКУ. Следовательно, утверждения налоговиков безосновательны.

Ваша ситуация иная: поскольку в вашем случае физлицо предоставляет займ предприятию (а не другому физлицу), об ограничении в 850 грн однозначно речь не идет. Но, обязательно пропишите в договоре, что по займу не предусмотрено начисление процентов.

 Действует ли 150-тысячное ограничение?

Оно может распространятся на наличные расчеты.

Согласно п. 1 постановления НБУ «Об установлении предельной суммы расчетов наличными» от 06.06.2013 г. № 210 (далее — Постановление № 210), предельная сумма наличных расчетов устанавливается для расчетов физического лица с предприятием (предпринимателем) в течение одного дня за товары (работы, услуги) в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) грн.

Поскольку возвратная финпомощь не является расчетом за товары, работы, услуги — считаем, что на ее предоставление не распространяются нормы п. 1 упомянутого постановления. Однако у контролеров другая точка зрения, — они считают, что 150-тысячное ограничение наличных расчетов физлица с предприятием (предпринимателем) касается расчетов по сделкам, предметом которых являются любые материальные и нематериальные блага, которые могут быть оценены в денежной форме, расчетов по договорам, предоставление или возврата займа, в том числе за выплаченную и возвращенную возвратную финансовую помощь (письмо ГФСУ от 21.07.2014 г. № 25/6/99-99-22-06-03-15/415, письмо правления НБУ от 24.01.2014 г.. № 11-116/3159).

Если физлицо вносит возвратную финпомощь в кассу банка ограничение по «наличным» в 150 тис. грн не работает. Об этом в частности говорит НБУ в п. 4 письма 24.01.2014 г. № 11-116/3159:

 «Учитывая требования Постановления № 210 и Положение № 637* физические лица для осуществления расчетов с физическими лицами по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению, на сумму более 150000 гривен, а также с предприятиями (предпринимателями) за товары (работы, услуги) на сумму более 150000 гривен вправе внести средства наличными в банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств без открытия счета, для дальнейшего их зачисления на счета получателей».

 Отражение в №1ДФ

Напомним: основная сумма возвратной финансовой помощи, предоставленной налогоплательщиком другим лицам, которая возвращается ему, основная сумма возвратной финансовой помощи, получаемая налогоплательщиком не включается в его налогооблагаемый доход и не облагается НДФЛ (пп. 165.1.31 НКУ).

Налоговый расчет по форме № 1ДФ (далее — форма № 1ДФ) — это документ, который свидетельствует о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, суммы удержанного и/или уплаченного налога. Поэтому сам факт предоставления физическим лицом возвратной помощи юрлицу в форме № 1ДФ не отражается, ведь не происходит выплаты в пользу физического лица.

В вашем случае в форме № 1ДФ отражается только возврат финпомощи физлицу. При возвращении помощи физлицу по признаку дохода «153» в форме 1ДФ отражается:

  • сумма начисленного дохода — в графе 3а;
  • сумма выплаченного дохода — в графе 3.

При этом в графе 4а (начисленный ПДФО) и графе 4 (перечисленный ПДФО) проставляются нули. У налоговиков —такого же подход, он изложен в подкатегории 103.25.

«Если возвратную финансовую помощь получает юридическое лицо от физического лица и в соответствии со сроками, которые указываются в договоре займа, юридическое лицо возвращает часть полученной помощи физическому лицу, то в налоговом расчете по ф. 1ДФ отражается только часть возвращенной помощи».

«Согласно Справочнику признаков доходов, приведенному в приложении к Порядку заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 13.01.2015 № 4, основная сумма возвратной финансовой помощи, предоставленной налогоплательщиком другим лицам, которая возвращается ему, основная сумма возвратной финансовой помощи, получаемая налогоплательщиком отражается в налоговом расчете по ф. 1ДФ под признаком дохода «153».

 

Галина Морозовская

Ведущий эксперт по налогообложению и бухучету компании "Smile бухгалтерия".

Оставить коментарий

Расскажите о нас

Поделитесь с вашими друзьями информацией о нас и станьте нашими друзьями!